История

АО «Автобусный парк №1» является одним из старейших предприятии нашей столицы. История создания и развития предприятия — это практически история пассажирских перевозок столицы. За эти годы из небольшого предприятия Автобусный парк №1 превратился во флагман пассажирских перевозок нашего города. Значительно увеличился объём перевозок, обновилась производственная база, появился современный подвижной состав.
В сложный период 90-х годов предприятие сумело сохранить коллектив, производственную базу, подвижной состав и это все благодаря профессионализму, терпению и выдержке коллектива.
На сегодня предприятие выполняет 70% объема городских пассажирских перевозок, 100% пригородных перевозок и 100 % экспресс маршрутов, обслуживает 71 маршрут, перевозя при этом ежедневно около 370 000 пассажиров.
Наши автобусы обслуживают важнейшие международные мероприятия, тем самым внося огромный вклад в продвижении нашей Республики на международной арене.
Если же говорить об истории предприятия, то ему более 55-ти лет. Целиноградский АП №1 был образован приказом Автотреста Целинного края в марте 1962 года и находился он на территории нынешнего Автобусного парка №2, то есть на пересечении улиц С. Сейфуллина (прежнее название ул. Революционная) и А. Сембинова.
Многие наши старожилы еще помнят, что в те годы население перевозили на грузовых автомобилях, покрытых тентом с деревянными лавочками-это были первые перевозки. И только в июле 1954 года появились официальные маршруты пассажирского транспорта. В 60-е годы прошлого столетия это были автобусы ЗИС, ПАЗ, ЗИЛ — выпускали их в Москве. Постепенно был организован Ликинский автобусный завод в Подмосковье и предприятие начали оснащать автобусами марки ЛИАЗ.  Эти автобусы были сконструированы для городских перевозок, в них были низкие посадочные площадки и большая вместимость.
Создание любого предприятия, организации проходит через определенные трудности. Это и формирование коллектива, создание производственной базы, подвижного состава все этого имеет определенные этапы. Безусловно, создание автобусного парка прошло все этапы формирования, становления и развития. Так, в сентябре 1974 года начался переезд предприятия на новую территорию и был закончен в конце октября.

И в этот период, в концы 70-х годов и начало 80-х началась поставка автобусов Икарус Венгерской сборки. Это было основное предприятие, которое выпускало и поставляло автобусы для СССР. Половина парка была оснащена современными автобусами с дизельными двигателем марки «Икарус».
Тогда по всей стране пассажирские перевозки финансировались по остаточному принципу, по плану они были вторыми после грузовых перевозок. И потому, такой ответственный участок работы, задача которой безопасность пассажирских перевозок и высокая культура обслуживания развивалась не активно, хотя и поставка автобусов была централизованная.
Наш коллектив сформировался в те далекие годы, костяк работников, которые участвовали в переезде предприятия, работает и сегодня, то есть более 40 лет на предприятии. И сегодня, оглядываясь назад, вспоминая тяжелые 90-е годы переходного периода, мы сумели сохранить коллектив, предприятие, производственную базу, все основное, что было наработано за долгие годы- именно благодаря силе коллективизма, единству команды.
Сейчас пассажирские перевозки выходят на совершенно другой уровень. Мы постепенно обновляем оборудование, подвижной состав. Идет текущая реконструкция. Хозяйство у нас большое, территория порядка 7 га, которая требует пристального внимания. 3 га — это производственные корпуса, зона стоянки, ремонтная зона. И потому все необходимые участки, которые этим занимаются, сформированы. Предприятие укомплектовано квалифицированными кадрами, руководители участков опытные специалисты, которые работают долгие годы.
Начиная с 2000 годов, кроме 100 автобусов MAN Турецкой сборки, которые были приобретены в лизинг, нами было приобретено 55 автобусов за счет собственных средств.
Хотелось бы остановиться на более современной истории предприятия. За последние 5 лет нами приобретено 583 автобусов марки «Iveco». Изменилась и техническая оснащенность, сегодня все автобусы оборудованы системой GPS контроля, автоматическими информаторами и оснащены системой видеонаблюдения.
В июле 2018 года внедрена новая форма работы-электронная система оплаты проезда (ЭСОП), то есть безналичный расчет. Это уже более высокий уровень обслуживания, здесь исключается человеческий фактор, увеличивается сбор доходов и повышается финансовая дисциплина. Самая главная задача-это выйти на новый уровень культуры обслуживания и достичь столичного статуса. Полностью обновлен подвижной состав, то есть на всех наших маршрутах работают новые современные автобусы «Iveco», также происходит постоянное повышение квалификации персонала, все водители проходят переквалификацию в учебном центре.
Схемы маршрутов сформированы с учетом удобства пересадки пассажиров с маршрута на маршрут. Город у нас растет, придет время, когда на одном маршруте невозможно будет проехать весь город, нужно делать пересадку, соответственно такие пункты будут организованы в центральной, старой и левобережной части нашей столицы. Значительно поменяются схемы маршрутов.
Вернемся к нашему предприятию. Мы также стараемся не отстать от обновления, цифровизации и общих изменении в столице. Планируем реконструкцию предприятия, обновление основных фондов, установки нового оборудования. Все это делается для того, чтобы поездки наших горожан и гостей города были максимально комфортными и безопасными.

Директора Автобусного парка №1 с момента передислокации на сегодняшний адрес

-1974-1979 Шавшин Дмитрий Семенович
1979-1983 Волошин Петр Михайлович
1983-1989 Рубо Герман Александрович
1989-1991 Колодижанский Владимир Яковлевич
1991-2004 Байбеков Апсамат Нарбаевич
2004-2015 Богатырев Сергей Николаевич
2015-2018 Булатов Сабит Туреевич
2018 по сегодняшний день Пулатов Нурмахан Сапарбекович

ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ ПРОБЛЕМ И ВОПРОСОВ

ПО ГОРОДСКОМУ ОБЩЕСТВЕЕНОМУ ТРАНСПОРТУ,

ОБРАЩАЙТЕСЬ В ДИСПЕТЧЕРСКУЮ

КОНТАКТЫ